Христианские материалы

Главная » Статьи » Проповеди

Пророк Иона 4
 Иона 4
 1 Иона сильно огорчился этим и был раздражен. 2 И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. 3 И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить. 4 И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно? 5 И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом. 6 И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению. 7 И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. 8 Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить. 9 И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти. 10 Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: 11 Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?
 
 1 Иона сильно огорчился этим и был раздражен.
 · Больше всего Иона боялся, что Бог дарует Свое прощение самому ненавистному врагу Израиля. Поэтому он был очень недоволен тем, как город ответил на его проповедь (3:10).
 · О прощении Ниневии пророк Иона узнал, вероятно, потому, что для города благополучно истек сорокадневный срок
 
 2 И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии.
 · Тем не менее, пророк Иона в конце книги предстал пред нами таким же, каким мы его видели в начале: не желающим спасения язычникам и даже ропщущим на милость Бога, как будто все знамения прошли для него бесследно и его послушание Богу не было его личным убеждением.
 
 3 И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить.
 · Этот возврат к национальным еврейским мыслям и чувствам произошел у пророка Ионы, может быть, потому, что он лично в Ниневии увидел всю неизмеримую глубину нравственного развращения язычников, а плодов покаяния или не замечал, или не верил в их искренность. Как человек впечатлительный и всегда искренний, не умевший ничего делать наполовину, Иона выражает свой протест против помилования недостойных, по его мнению, язычников в самой резкой форме.
 
 4 И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно?
 · Поведение Ионы было очень похожим на поведение старшего брата в притче о блудном сыне, который не захотел радоваться возвращению своего брата. Иона обрадовался тому, что Бог оказал ему милосердие, когда он взывал к нему из чрева кита. Но Иону не интересовала милосердие, простираемое на ниневитян.
 
 5 И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом.
 · ...вышел Иона... и сделал себе там кущу… Иону не вразумил его диалог с Богом. Благодарный за свое спасение, он отказывается принять спасение ниневитян. С надеждой, что Господь все же исполнит Свой приговор, он покидает город и находит удобное место, с которого он сможет наблюдать, как будет гореть город, как падут его стены. Чтобы защитить себя от солнца, Иона сооружает шалаш.
 · Иона, вероятно, надеялся, что его молитва, выражающая возмущение помилованием Ниневии, будет Богом услышана и город, хотя с запозданием (не через 40 дней), но все же будет наказан. Поэтому он вышел из города и сел с восточной стороны его, «чтобы увидеть, что будет с городом».
 · Куща – Иона сделал Кущу с намёком на выход Израиля из Египта и в воспоминание, что Бог сделал с Египтянами.
 
 6 И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению.
 · ... И произрастил Господь Бог растение... чтобы избавить его от огорчения его. Укрытие, сооруженное Ионой, очевидно, не могло дать ему необходимую защиту от солнца.
 · Как Господь наслал кита, чтобы спасти Иону, так и вновь с очевидностью проявляется Его забота о "несущем вахту" пророке. Теперь Он посылает Ионе растение, листья которого дадут тень.
 · неоднократно отмечается непосредственное участие Божие + начало 7 стиха
 
 7 И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. 8 Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить.
 · 7.8 червь подточил... засохло... ветер. И вновь Иона удостаивается милости Божией. Господь защитил пророка от зноя. Но та же самая рука, которая дала тень, теперь насылает червя, чтобы погубить растение, и жаркий восточный ветер.
 · Он огрочен, его лишили удобства · Бог использовал эгоизм Ионы, чтобы преподать ему важный урок. Растение Червь Знойный ветер
 · Бог использовал червя и знойный ветер, чтобы показать Ионе, как поверхностна его радость и благодарность, когда не осталось никакой защиты от ветра и солнца его отношение полностью изменилось.
 
 9 И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти. 10 Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: 11 Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?
 
9-11 Как и ранее (ст. 4), Господь спрашивает Иону, по какому праву он раздражается и жалуется. Пророк, тем не менее, настаивает на правомерности своего гнева (ст. 9). Иона пожалел растение, но не выказал никакой жалости к ниневитянам.
 · Иона требовал от Бога, чтобы Он проявил Свою разрушительную силу. И Господь сделал это. Он уничтожил, но не то, что хотел Иона. Бог послал червя, и растение, дававшее Ионе тень, засохло, а потом, возможно, было унесено ветром (вместе с построенной Ионой кущей), который навел Господь. Ионе надо было кое-чему научиться. Он должен был постичь непростые уроки.
 · Вопросы, заданные Богом, заставляют Иону обратить внимание на свое поведение. Во второй раз Бог, говоря о погибшем растении, просит Иону проанализировать свой гнев.
 · Представьте себе эту картину. Вот этот заслуживающий смерти грешник, который видел все чудеса, совершенные Богом, одно за другим, и даже сам был спасен посредством одного из самых удивительных в священной истории чудес, и все же он открыто восстал против своего Творца. А Господь все еще с ним!
 · Безусловно, произошедшее с Ионой является лишь небольшим примером того, как Бог поступает со Своим народом на протяжении всей земной истории. Он проявляет к нему больше благодати, больше милости, больше долготерпения, чем он того когда-либо заслуживал.
 · Гнев Ионы кажется нам нелепым, а сам он - слепым к своему духовному состоянию. Однако кто из нас иногда не переживал подобного, кто из нас не испытывал гнев от того, что кое-что происходит не так, как нам хотелось бы, даже если подсознательно мы видим в этом Божью волю? Безусловно, с точки зрения Ионы его гнев был оправдан, как и наш — с нашей точки зрения, с точки зрения справедливости.
 
 Вопрос благодати
 
 Давайте опять прочитаем, что Бог ответил Ионе, в Иона 4:10. Иона только что сказал: «Да, у меня есть все основания огорчаться, и даже до смерти, потому что Ты погубил мое растение». Но ответ Бога показывает Ионе истинное положение дел: на самом деле он не имел никаких прав на это растение. Он ничего не сделал для этого, не заслужил его и даже не вырастил его. Это растение, давшее Ионе тень, было лишь сверхъестественным деянием Божьим для него.
 
  Что является исключительно даром Божьим для нас, чего мы не можем заслужить, заработать или сотворить сами? Что же это такое?
 
 Бог показывает свою благодать: он не относится к нам так, как мы этого заслуживаем. По своей воле он прощает нас.
 
 Чем благодать отличается от милости?
 Милость – это то, что Бог не даёт нам, когда мы этого заслуживаем. Ионе Бог являл милость.
 Благодать – это то, что Бог даёт нам, когда мы этого не заслуживаем. Ниневитянам Бог явил благодать.
 
 Для меня самое поразительное в книге Ионы - это то, насколько дружескими представлены его отношения с Богом. 4 глава - это разговор двух друзей: честный, открытый, без лишних условностей. Открытый спор лучше молчаливого недопонимания.
 
 Вообще, книга Ионы - это притча о нашей духовной жизни. Бегство Ионы - каждый день мы склонны совершать нечто подобное на уровне наших мыслей.
 
 Иона откладывает молитву покаяния до самой последней, сверхкритичной ситуации - я чувствую, что делаю неправильно, но продолжаю свой путь, делая вид, что не вижу поднимающейся вокруг меня бури: авось пронесет и на этот раз.
 
 Обращение корабельщиков - разве Бог не пристыжает нас зачастую через неверующих
 
 Придумывание себе наказания - "человек готов принести любую жертву, кроме той, что ожидает Бог - отдать Ему свою волю"
 
 Чрево кита - трудности делают из нас молитвенников.
 
 Обращение Ниневитян - Бог способен творить чудеса и сегодня. Только вот через кого. У нас сегодня целые лайнеры круглосуточно отправляются в Фарсис.
 
 Спор с Богом - если бы мы чаще боролись с Богом вместо того, чтобы боязливо делать вид, что ничего не произошло, то мы гораздо чаще имели бы личные откровения о характере Божьем и Его любви.
 
 Выводы:
 · Бог не заинтересован в смерти тех, кого создал.
 · В книге Ионы описан эгоизм человека, исполненный предрассудков, который видит только собственные интересы. Слава Богу, что Его любовь никогда не сводилась к одной расе или нации – возлюбил Бог мир…
 · Бог вынуждает человека познать свой грех, чтобы примирить его с собой, для того, чтобы это восстановление было настоящим.
 
 Молитва
 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. (К Титу 2:11-14)
 
 Какое твое доброе дело, к которому тебя призвал Господь:
 
 Если кто-то не знает к чему призвал Господь, выйдете вперёд, Кто знает – поднимите руки, будем молиться, чтобы вы исполнили своё предназначение.
Категория: Проповеди | Добавил: kudaevv (09.09.2011)
Просмотров: 2311 | Рейтинг: 4.4/9
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]